От Подбелки до Почтовой
Почтовая улица, как, собственно, и остальные улицы исторического центра нашего города появилась благодаря велению государыни Екатерины II. Именно она приказала разработать и лично утвердила «Регулярный план» города Переяславля-Рязанского (1780 г.), опять же ее волею названного Рязанью. Рязань, а вместе с нею и еще семь городов нового Рязанского наместничества должны были, во-первых, получить четкие границы, во-вторых – «улицы, площади и прошпекты по европейскому образцу».
Но это на словах легко, взять, да перестроить целый город. Да еще по-европейски. Для дельной перестройки нужен четкий план! А чтобы разработать его нужно время и деньги. И еще специалисты: землемеры, геодезисты и т.д, и т.п. И где их в ту пору взять? Злые языки и русофобы еще в те времена намекали, что практичная императрица в целях экономии приказала просто скопировать планы немецких городов. Что Рязань, к примеру, перестраивалась по плану немецкого Франкфурта. Я сравнил, да, есть что-то похожее, в частности – центральная ярмарочная площадь с улицами-лучами, но все же надо признать, разрабатывался регулярный план Рязани по классической французской системе с учетом именного местного ландшафта, капризности пересекающей город речки Лыбеди и с привязкой к историческому и духовному центру города – Рязанскому кремлю. Его перестройка тоже затронула серьезно – за ненадобностью окончательно сносились крепостные сооружения, т.е. стены и башни. Были они деревянные и от времени заметно обветшали, так что не жалко. Каменная Глебова башня разбиралась, на месте ее закладывалась новая Соборная колокольня.
Что касается остального города, то здесь перестройка была глобальная. Сносились не только дома и усадьбы на хаотично устроенных улочках, передвигались даже церкви! И на месте большой деревни, коей и являлся в то время град Переяславль-Рязанский, появлялся новый город Рязань. С домами из камня. По крайней мере – на центральных улицах, одной из которых с полным правом являлась Почтовая.
Глава первая (историческая)
НАШ НУЛЕВОЙ
Интересно, что в первом проекте регулярного плана Рязани улицы с названием Почтовая нет. Рязанские улицы вместо собственных названий получали «нумера»: Первая Астраханская, Вторая Московская и т.д. Но дело это у нас не прижилось, и улицы получили ИМЕНА, чаще всего по названию храмов. Возможно, еще и по той причине, что ямской тракт на Астрахань проходил тогда не через наш Переяславль, а чуть южнее - через Зарайск и Скопин. И только усилиями первого рязанского наместника М.Н. Кречетникова тракт Москва-Астрахань был «спрямлен» и прошел через Рязань. Заодно стал на 30 верст короче. А для тракта в городе положена почтовая станция. Таким образом в центре Рязани и появилась Почтовая улица, предназначенная прежде всего под «казенные надобности».
Это сейчас почта – место, где принимают и выдают посылки, получают пенсию и платят за коммуналку. В екатерининские времена главной задачей почтовых станций было обеспечение казенных курьеров свежими лошадьми. Поэтому почта тех времен включала в себя «почтовый дом» или контору, в которой принималась и обрабатывалась корреспонденция, а также конюшню, каретный двор и склады для сена, упряжи и верстовые столбы, которые тоже находились в ведении почтовых служб. Кстати, именно на пересечении Почтовой с Астраханской, перед «Большим мостом» через Лыбедь и был вкопан «нулевой» верстовой столб. Чем и пользовались лукавые рязанские ямщики, бравшие плату поверстно. Ибо от Почтовой до двух столпов-колонн, означающих въезд в Рязань в Ямской слободе (современная площадь Театральная), была аккурат полная верста. И по прибытии в конечный пункт наши ямщики, имевшие стоянку на Ямской, без зазрения совести эту самую версту к общему пробегу прибавляли.
Рязанский почтовый дом строился ударными (для тех времен) темпами! В 1782 году губернский архитектор И.Г. Сулакадзев предоставил проект, в 1783 построено двухэтажное здание конторы «в классическом стиле», в 1784 – достроены два одноэтажных флигеля, конюшня и дворовые постройки, занявшие всю территорию от почтовой конторы до Лыбеди. Интересно, что в здании конторы помимо приемного отделения, складов и архива была предусмотрена и «теплая комната с печкою и самоваром», предназначенная в зимнее время для почтальонов, тоже появившихся только при Екатерине.
Здание быстро обросло со всех сторон сопутствующими заведениями для обеспечения нужд путешественников (пока еще временными и деревянными): постоялыми дворами, торговыми лавками, трактирами и чайными.
Поэтому первым за капитальное строительство взялся богатейший рязанец того времени, купец 1 гильдии, Петр Мальшин. Он выкупил ближайший к Большой улице участок и построил двухэтажный каменный дом. Был он отдельно стоящий и без всяких архитектурных изысков. Перестраивал его с примыканием к зданию на Астраханской (будущий дворец Дворянского собрания) уже новый владелец – Иван Рюмин. Новый дом стал одним из лучших в городе, не удивительно, что покои и кабинеты в нем снимал под резиденцию в 1821 – 1826 гг. губернатор Рязанский, Тульский и Калужский А.И. Балашов. А близость к власти – вещь серьезная! И рязанские купцы хоть и бурчали на дороговизну привозного камня, все же лезли в сундуки за заначками и начинали Почтовую застраивать. А улица, кстати, вскоре получила и «парадный въезд» – после завершения строительства на Новобазарной площади шести корпусов новых Торговых (Хлебных) рядов по «европейскому образцу».
Но изначальная идея – сделать Почтовую улицей казенной не удалась. Казенные заведения в Рязани строились большей частью на самой престижной Большой улице (Астраханской), Почтовую же облюбовали купцы. Из-за дороговизны участков большинство домов здесь строились по «столичной моде» – стена к стене, или разделялись каменными арками. Сами купцы редко жили на Почтовой, предпочитая сдавать помещения внаем. На первых этажах были торговые лавки, на вторых – конторы, частные школы, ателье и т.д.
Шло время, к началу XX века Почтовая окончательно оформилась, как улица торговая и престижная. Благодаря почтовому отделению улица была электрифицирована одной из первых в городе, для чего были установлены столбы и протянуты провода с дорогими фарфоровыми, позже – стеклянными изоляторами. На улице одновременно работало 5 кинотеатров, в домах было установлено 24 «телефонных номера», в 1913 году сюда наконец-то провели водопровод.
Накануне революции на Почтовую переехало сразу несколько банков. А почта продолжала добросовестно принимать и отсылать корреспонденцию, посылки и переводы. Появилась у нее и новая функция – прием срочных телефонограмм из Москвы и телефонный переговорный пункт, запись в который велась за неделю.
Здание почты верно отслужило рязанцам добрых два века, нехитрые подсчеты подскажут что дому этому полных 230 лет! Разумеется, здание несколько раз перестраивалось, но и сегодня служит горожанам, являясь левой частью дома N59 по улице Почтовой (кафе «Любимое»). Правая часть здания (магазин «Кольчуга») пристроена позже.
Разумеется, всего этого я – десятилетний мальчуган, приведенный бабушкой Евдокией Ильиничной записываться в детскую библиотеку на улицу Подбельского в далеком 1973 году знать не мог. Да и полным названием никто тогда эту улицу не называл – просто Подбелка.
Глава вторая (познавательная)
ПОДБЕЛКА
Подбелкой улица Почтовая стала в 1920 году, когда ее переименовали в честь товарища В.Н. Подбельского – первого наркома почты и телеграфа РСФСР. Не уверен, был ли нарком в нашем городе, но тогда все переименовывали, вот и Почтовая не избегла участи. В годы военного коммунизма бывшая процветающая и уютная улица пришла в запустение. Владельцы домов сбежали (кто успел), широкие витрины заколачивались досками, торговля встала. Опустевшие помещения занимали советские учреждения и победивший пролетариат – на ул. тов. Подбельского появились склады и коммуналки.
В годы НЭПа улица ожила, здесь появились «коммерческие рестораны» с летними кафе под зонтиками и магазины с частным капиталом. И советское государство не упускало возможности заработать. Самым известным стал магазин Торгсин (Торговля с Иностранцами) в бывшем доме купца Рудометкина (на его месте сейчас памятник Евпатию Коловрату и здание нового почтамта). В магазине любой иностранец мог потратить свою валюту и купить все, чего душа пожелает: продукты, деликатесы, дефицитные промышленные товары. Понятно, что с иностранцами в тогдашней Рязани было туго, как и с валютой. Зато обычные граждане могли поменять на дефицит свои дореволюционные заначки – золото, ювелирные изделия, произведения искусства. С золотом и шедеврами древних мастеров у рязанцев тоже были проблемы, так что в основном сюда несли обручальные кольца, оклады с икон и серебро из бывших барских сервизов. Работал магазин и после отмены НЭПа.
Бабушка рассказывала, как в середине 30-х они с подружками, возвращаясь с курсов медсестер, собирались у витрины Торгсина и с трепетом рассматривали гроздья копченых колбас, розовую ветчину, семгу и… клубничное мороженое на ледяной горке. А в соседней «промышленной» витрине можно было увидеть мечту каждой советской женщины той поры – швейную машинку «Зингер» с ножным приводом. И еще вспоминала, что ровно в 18.30 движение по ул.Ленина останавливалось, благо тогда оно было совсем вялым. Милиционеры в белых гимнастерках выстраивались в две цепочки, и по образовавшемуся коридору из Тогрсина в стоящее напротив здание Госбанка (современный арбитраж) переносили большие железные ящики. Знать, с валютой…
Глава третья (почти неизвестная)
С ПРИВЕТОМ ОТ НИКИТЫ
Дед рассказывал, что послевоенная Рязань была городом скучным, пыльным и неуютным. В дождь или распутицу улицы превращались в огромные лужи. Было очень много немецких военнопленных, которых каждый день гнали колоннами на работы, и наших военных, присланных на излечение в госпиталя и санатории.
Магазины были почти пустые, но голода не было, в Рязань даже присылали на откорм детей-блокадников. Более того, в конце 50-х в Рязани наступило изобилие! Самое настоящее, с полками, заваленными продуктами: молоко, хлеб, рыба, птица, даже мясо! Возможно, это связано с юбилеем образования области – к 1957 году областной центр начал меняться на глазах.
Правда, продлилось изобилие недолго, и в начале 60-х опять появились очереди даже за хлебом. Зато город успел преобразиться неузнаваемо. И все благодаря большой любви к Рязанской области лично генерального секретаря КПСС Никиты Сергеевича Хрущева, частенько в Рязани гостившего. Многие связывают преображение Рязани с бурной деятельностью тогдашнего мэра – Надежды Чумаковой. Но это – отдельная история, что касается Подбелки, то окончательное завершение в архитектурном плане и статус пешеходной улица получила именно в начале 60-х, после того, как на площади Ленина был установлен новый памятник, соответственно, Ленину (работы архитектора М.Манизера). Новый Ленин на красивом пьедестале стоял теперь лицом к Москве, а к Подбелке… задним фасадом. Дабы фасад не особо бросался в глаза, за спиной Ильича посадили несколько голубых елей, которые и ныне радуют глаз горожан.
Перестройка коснулась отнюдь не только памятника вождю, а всей центральной площади. Вместо снесенных корпусов торговых рядов построены две высотки (горисполком и жилой дом), ставших своеобразной парадной аркой на Почтовую. Ближайшие к площади старые дома, в том числе дом купца Серебрякова с книжным магазином были снесены, на их месте по четной стороне улицы возведена пятиэтажка с магазином «Рязаночка», удивившая всех сплошными стеклянными витринами. А на перекрестке с ул.Ленинана на месте снесенного Торгсина в 1962 году было построено новое, современное здание главного почтамта, поразившего рязанцев просторностью операционных залов и мрамором стен. Речку Лыбедь к тому времени загнали в трубы, и под почтамтом был устроен красивый фонтан.
Честно говоря, не знаю, какая судьба ждала Подбелку в случае последовательного развития событий. Не исключено, что и остальные старые дома были бы уничтожены, как морально устаревшие. Ведь снесли, к примеру, старинный особняк напротив «Рязаночки», и на его месте еще долго стоял дощатый кондитерский павильон. Могли бы снести и остальные, а на их месте красовались бы сегодня хрущевские кирпичные пятиэтажки. Если полистать газеты той поры – были и такие комсомольско-задорные предложения. Но не случилось…
Глава третья (ностальгическая)
ЗА СПИНОЙ ИЛЬИЧА
Из детства про Подбелку кроме библиотеки я помню почему-то «газировочный автомат» у дверей продмага «Лакомка», кино и баню. Ну и, конечно, почтамт. Помню, меня он поразил размерами и огромным выбором подарочных открыток, пока бабуля отправляла посылку – рассмотрел в подробностях. На любой вкус, к любому празднику. И еще марки продавались, тоже очень яркие и красивые из различных экзотических стран типа республики Бурунди.
В «Лакомке» мама как-то заказывала очень красивый шоколадный торт мне на день рождения, а вот «газировочный автомат» у «Лакомки» всего за три копейки выдавал самую вкусную в мире газировку. По крайней мере, тогда я был в этом искренне уверен. Газировка была не с апельсиновым сиропом, как везде, а с вишневым, и от пузырьков газа смешно щекоталось в носу. Но главное было, пожалуй, не это, а сам процесс. Ты бросаешь в щель автомата три копейки, там что-то щелкает, и вдруг в граненый стакан, установленный в жестяную нишу, извергается этакая пенная Ниагара! Волшебство! Ну как тут не повторить?! Несмотря на божественный вкус напитка больше трех стаканов я осилить не мог, но и на третьем дед, с которым мы по субботам «ездили в баню», удивлялся, «куда это в меня столько влазит»?
Городская Баня N1, которую местные почему-то называли «Михайловская», погорела в начале восьмидесятых. Ее долго не сносили, и вокруг полуразрушенных и закопченных стен собралась вода этаким зеленым вонючим болотцем. Что совершенно не смущало обитателей «Проходняка» – очень популярной, но неопрятной пивнушки, просуществовавшей напротив погоревшей бани вплоть до «горбачесвкого сухого закона».
После бани заметно посвежевший дед любил «погонять шары» - сыграть пару партий на бильярде в гарнизонном Доме офицеров, что размещался в здании нынешней областной Думы. Как полковник в отставке имел полное право. Мне же предоставлялось свободное время, чаще всего – кино.
Кино на Подбелке – это кинотеатр «Молодежный», правда дед называл его почему-то «КИМ». Ничего себе кинотеатр был, небольшой, но уютный. В фойе - буфет с мороженым и пирожными. Говорят, что перед киносеансами здесь играл небольшой оркестр с певицей (как в фильме «Место встречи изменить нельзя»). Оркестр я не помню, а вот всего «Фантомаса» в «Молодежном» посмотрел.
Были на Подбелке и «злачные места». Ресторан «Заря» на первом этаже гостиницы, где сейчас клуб «Шандала». Не знаю, как это получалось, но со стипендией в 40 рублей и зарплатой ночного сторожа в 60 руб. в далеком 1983-м я умудрялся не только с голоду не помереть, но и одеваться прилично, и даму в «Зарю» пригласить. Честно – нам там тогда не понравилось: ансамбль какой-то дурацкий лабает, публика быковатая, шумно, дымно, скучно, невкусно. Другое дело – бар «Вечерний» в подвальчике неподалеку! Недорогой коктейль, записи на крутой аппаратуре самые последние, публика молодежная. Только в тот бар еще попасть надо было…
Уже в лихие 90-е бар сам попал в криминальные сводки Рязани. После бандитской разборки с расстрелом «айрапетовских» в Рязсельмаше наши правоохранители решили разом накрыть бригаду «слоновских» братков, засевших в «Вечернем» до утра. Те заперлись внутри. Открывать отказывались. Опера подогнали милицейскую УАЗку, привязали трос к ручке и попытались дверь вырвать. С третьей попытки получилось! Братков повязали, но скоро отпустили. За непричастностью.
Был на Подбелке и фирменный магазин «Мелодия» (сейчас в этом здании магазин спортивной одежды). Набор пластинок был соответственный – советская эстрада в ассортименте, поэтому чаще всего из «Мелодии» выходили с пустыми руками. Однако около магазина постоянно паслись молодые дископродавцы, которых мы звали «жучки», а они гордо называли себя «фарца». Увидев в вас потенциального покупателя, «жучок» подмигивал и заводил в ближайшую подворотню. И вынимал из модного пластикового пакета... как сейчас помню, за фирменный (но пиленый) диск «Пинк Флойд» жучара заломил 80(!) полновесных советских рублей. Я облизнулся и ограничился диском «АББА» Апрелевского завода грампластинок. За червонец.
И еще на Подбелке была студия звукозаписи. Записать там можно было все, что угодно всего за трешку. Правда – на свою пленку. В том числе и записи из «списка запрещенных» – идеологически вредных с точки зрения компетентных органов. В основном – тяжелый рок и эмигрантский «блатняк», называемый ныне «шансоном». Этакий рассадник антисоветчины в центре города. Самый прикол был в том, что размещалась студия в угловом полуподвальчике Дома офицеров – аккурат напротив здания КГБ. Можно сказать – под самыми окнами.
Глава четвертая (журналистская)
И СНОВА ПОЧТОВАЯ
Честно говоря, долгое время история улиц родного города меня волновала мало. Пока в нашей «Вечерней Рязани» не появился цикл статей Евгения Каширина и Николая Аграмакова «Прогулки по губернской Рязани». Замечательные, скажу я вам, были статьи! С историческими ссылками, старыми фотографиями. Даже наш главред Вадим Михайлов, хоть и был родом из Тамбова, тоже проникся и выделил под это дело дефицитные газетные полосы. Тираж у нас тогда был о-го-го, и тысячи рязанцев вдруг задумались, а ведь мы ничего не знаем про историю родного города. Стыдоба-то какая! Ведь появился он не в 1917-м году на пустом месте, полных девять веков ему. И строили его и жили в нем наши отцы, деды и прадеды. Наши предки! И как строили! Ведь большинству домов на Почтовой более сотни лет. И ничего, стоят, служат людям.
Тем более к тому времени и самой улице им.Подбельского рязанский горсовет вернул историческое название. Подбелка стала Почтовой. Но кроме названия изменилось мало. Можете мне поверить, ведь окна моего кабинета в «Вечерней Рязани» в 1992 году выходили как раз на Подбелку. Наша редакция была на втором этаже дома N 61, а мы знать не знали, что за дом, кто его строил, что в нем было раньше. Помню, от старых времен там сохранился только паркет и железная лестница. Интересно, целы ли сейчас?
Какой была улица в начале лихих 90-х? Почему-то вспоминаются потрескавшиеся линялые фасады домов и комки, комки, комки… Хорошо, хоть детскую библиотеку сберегли, а так даже вспомнить нечего… А вот Каширин с Аграмаковым вспомнили очень многое. Вот с их помощью и «нарытым» своими силами материалом я попробую провести для гостей города небольшую экскурсию по Почтовой. Откуда начнем? Пожалуй, с Астраханской.
Глава пятая (показательная)
ПОЧТОВАЯ. ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Здравствуйте, дорогие гости! Мы находимся с вами на перекрестке главной улицы Рязани – ул.Ленина и улицы Почтовой. Улица Ленина раньше называлась Астраханская, и теперь ее многие так называют. Почтовая была улицей Подбельского. А до того – опять Почтовой. Такая вот у нас с названиями круговерть.
Многие называют Почтовую «наш маленький Арбат». (Хотя это – явный баян, никто в Рязани Почтовую Арбатом не называет. Я, по крайней мере, ни разу не слышал). Посмотрите, какая они красивая и уютная. Почтовая – одна из старейших улиц города, заложена в 1782 году, и рязанцы изо всех сил стараются сохранить ее исторический облик (опять баян. Причины см.выше). Не удивляйтесь странной нумерации домов. Улица раньше составляла единое целое с ул.Нижне-Почтовой и Новослободской, что шли вдоль Лыбеди к Рязанскому кремлю, от которого исторически и начиналась нумерация.
Справа от нас солидное здание с триколором на крыше. Это наша законодательная власть – Рязанская Областная Дума (дом №50). Люди там занятые, так что не будем их отвлекать. Скажу лишь, что это – одно из старейших зданий на территории Рязанской области. Построил его в конце XVIII века богатейший рязанец той поры, купец 1-й гильдии Петр Мальшин. В начале XIX века его получил по дарственной и существенно перестроил племянник Мальшина купец Иван Рюмин. В ходе реконструкции здание было соединено с корпусом по ул.Астраханской полукруглой ротондой и в таком виде просуществовало до наших дней. В 1821-1825 гг. этот дом снимал под резиденцию губернатор Центрального округа (Рязанская, Калужская и Тульская губернии) генерал А.Д. Балашов, герой Отечественной войны 1812 года, за доблесть награжденный золотым оружием. Кстати, именно он, как адъютант императора, первым встретил Наполеона после перехода французами Немана. И на вопрос Бонапарта «Какая дорога кратчайшая на Москву?» генерал со свойственной военным простотой ответил: «Карл шел через Полтаву», чем напрочь испортил корсиканцу аппетит.
Балашов внес весомый вклад в благоустройство Рязани, завел в городе пожарную команду в блестящих касках французских кирасиров (трофеи Отечественной войны) и озаботился мощением рязанских улиц. Где-то в полуметре под нашими ногами мы обнаружим остатки серого карельского гранита, которым была вымощена Почтовая.
В советские времена в здании размещался гарнизонный Дом офицеров, здесь была хорошая библиотека, буфет и лучшие бильярдные столы. Мраморные плиты с тех столов используются до сих пор.
Рядом, тоже в старинном здании (дом №52) – детская художественная школа №1.
Слева от нас – Почтовая площадь и памятник Евпатию Коловрату. Не буду рассказывать о подвиге этого легендарного рязанского воеводы, с малой дружиной отомстившего татарам за поруганную Рязань и павшего в бою. Это каждый школьник знает. Достаточно сказать, что сам Батый, пораженный мужеством героя, приказал отдать его тело дружинникам для достойного погребения.
Это солидное здание – рязанский Главпочтамт (дом №49) заложено в 1960 году, построено в 1962-м (архитекторы И. Н. Истомин и А. И. Кушкин) на месте снесенного дома купца Рудометкина, больше известного рязанцам как «Торгсин», позже – иллюзион «Биоскоп», еще позже - просто гастроном.
Обращаю ваше внимание на следующее здание красного кирпича. Министерство финансов Рязанской области (дом №51), до революции – торговый дом Курпелей. Моисей Курпель начинал закройщиком в мастерской своего дяди на ул.Большой Мещанской. После работы на дядю вечерами шил на дому мундиры чиновникам младших рангов по доступным ценам. К 25 годам смог вступить с дядей в компанию равными долями капиталов, а вскоре стал главой нового торгового дома. Здесь, на Почтовой, он держал самое известное в Рязани ателье по пошиву мужского и женского платья.
Но для нас дом этот интересен прежде всего архитектурой. Обратите внимание на фасад – никакой лепнины, только красный кирпич. Фигурный и пиленый. Новомосковский стиль, именно такие здания с паровым отоплением должны были сменить в России старые дома с оштукатуренным фасадом и печками. Для чего в России уже были построены и работали десятки, сотни кирпичных заводов, «выпекавших» влагостойкий, практически вечный кирпич про новой «немецкой» технологии. В городе Михайлове до сих пор работает такой завод, на печах которого можно разглядеть немецкое клеймо и год - 1898. Можно только представить, какой бы была Россия, если бы не война и революция, какими бы были наши города. Эх, не успели…
К ателье вплотную пристроено одноэтажное здание, дом №53. Там сохранились кирпичные стены и арки от прежнего владельца – купца Медведева, который держал на Почтовой колбасную лавку.
Теперь посмотрим в центр улицы. Столб с указателями. На указателях названия городов – наших побратимов и расстояния до них. В честь болгарского города Ловеча названа одна из лучших гостиниц города, есть здесь и немецкий Мюнстер, чьи жители очень помогли рязанцам в начале 90-х. Из Мюнстера шла гуманитарная помощь нуждающимся, на средства наших немецких друзей открыт социальный гуманитарный центр с бесплатной столовой.
Вернемся на Почтовую и посмотрим на старинное трехэтажное здание с клубом «Шандала» в цоколе (дом №55). До революции – гостиница или «нумера» купца Михайлова. Причем было здание изначально двухэтажным, но, якобы случайно, обнаружив в подвале здания колодец с хорошей водой, купец решил достроить и третий – «банный этаж». Надо отметить, что Яков Михайлович Михайлов был по тем временам человеком «продвинутым», всю свою бурную энергию он потратил на конкурентную борьбу. И повод был, в городе было несколько гостиниц «высокого класса»: купцов Морозовых и Ланиных на Соборной улице, немцев Штеертов на Астраханской. Но именно Михайлов первым провел электричество в номера и в витрины магазинчиков. Ему же принадлежит идея первой в Рязани световой рекламы – он подсвечивал вывеску заведения в темное время суток. Он же первым провел в «нумера» телефон. При гостинице работал хороший ресторан и летнее кафе. К услугам постояльцев у дверей гостиницы постоянно дежурил лихач с коляской на «пневматическом ходу». То есть, у коляски были рессоры и резиновые шины. А в 1914 году тут работал кинотеатр «Деа».
В здании сейчас проводится реконструкция, на втором этаже скоро откроется музей Рязанских Путешественников. Возможно, появится на Почтовой и галерея великолепного рязанского фотомастера Евгения Каширина. Я лично жду открытия с нетерпением.
Рядом – новострой (дом №60а), строился как гостиница и ресторан «Тройка» (хороший был ресторан с традиционной русской кухней).
Теперь посмотрим через дорогу на дом №59, давший название улице. Это и есть почта - первое в губернии почтовое, а позже – почтово-телеграфное отделение. Построено в 1784 году. Именно по наличию здесь почты улица была электрифицирована одной из первых в Рязани. Почта, без преувеличения, была культурным центром города, сюда утром поступали свежие столичные газеты, и самые нетерпеливые граждане приходили за ними затемно. Почтово-телеграфная контора исправно служила рязанцам вплоть до начала 60-х годов прошлого века, когда было построено новое современное здание почтамта. Но и старый дом сохранился, хоть и был неоднократно перестроен. Левая часть этого дома и есть самая первая почта.
Следом видим дом с далеко вынесенным чугунным крыльцом (дом №61), до революции «Торговый дом Шульгиных», один из лучших галантерейных магазинов города. «Здесь можно было приобрести галантерейные товары, ткани, готовую одежду, щетки и кисти для бритья. Шульгины знали толк в маркетинге: лично встречали покупателей у входа, беседовали с ними. Чтобы быть в курсе местных событий, братья Василий и Николай Шульгины покупали все городские газеты и с утра штудировали их. Торговцы с особым вниманием относились к репутации своего заведения и запрещали продавцам и носильщикам брать на чай. Второй этаж своего дома Шульгины сдавали арендаторам. В 1902-1908 гг. здесь размещалась частная женская гимназия В. П. Екимецкой, с 1908 по 1912 г. — реальное училище Малашкиных».
Рядом (дом №63) дом с мраморной табличкой на стене. Она сообщает, что в 1912-1917 году здесь располагался кинотеатр «Дарьялы» и летом 1917 года его посетил Сергей Есенин.
«Улица Почтовая славилась своими «электрическими театрами»: в 1913 г. их было шесть на одну улицу! Но залы были маленькими и тесными, властям даже приходилось ограничивать посещение таких театров дамами в шляпах. Для привлечения зрителей владельцы кинотеатров выставляли в фойе необыкновенные вещи, например, орудия средневековых пыток и чучела.
Кинотеатр «Дарьялы», расположенный на втором этаже дома купца А. К. Москвина, держал выходец из Тифлисской губернии А. М. Султанов. Владелец не только устанавливал самые низкие цены, но и старался следить за новинками киноиндустрии. Он первым в Рязани догадался открыть в кинотеатре небольшой буфет. В кинотеатре «Дарьялы» фильмы показывали по будням с четырех часов дня и до 12 ночи, а в праздники — с часа до полуночи».
Краеведы дополняют, что для привлечения публики Султанов лично выходил на крыльцо дома в высокой папахе, в черкеске с серебряными газырями, с огромным серебряным кинжалом на поясе и таким образом заманивал зрителей на очередной сеанс. Он же, кстати, первым угостил рязанцев настоящим шашлыком, жареным над жаровней, на шампурах.
«Торговые помещения в этом доме арендовали также владелец книжного магазина купец В. А. Серебряков, владелица магазина иностранных и русских вин А. Я. Коровкина. В 1930 г. здесь открыли один из первых государственных книжных магазинов». В настоящее время в здании располагается Рязанская областная детская библиотека, читательским билетом которой я в детстве очень гордился.
Напротив пятиэтажка (дом №62) – бывший магазин «Рязаночка». В советские времена – скучный магазин дамского платья и галантереи. В правом крыле магазина – отдельный вход, до недавних времен располагался книжный АСТ-шный магазин «Буква». Магазин ныне закрыт, а жалко. Здесь я купил свой первый изданный роман, еще пахнувший типографской краской, так что сами понимаете…
Далее дом-стена, в советские времена горисполком, потом мэрия, сейчас Живаго-Банк (дом №64).
На нечетной стороне заканчивается улица домом 65/104 – одной из первых в Рязани многоэтажек, построенных в ходе реконструкции центральной площади. Около этого дома почти всегда на боевом посту колоритный бородатый дяденька Иосиф, взвешивающий граждан на старинных весах. Он давно уже стал местной достопримечательностью, про него даже документальный фильм сняли. В ходе работы дядька так и сыплет народной мудростью, поговорить с ним – одна приятность.
Теперь обернемся и еще раз посмотрим на Почтовую. Красивая плитка, уютные лавочки, стилизованные под старину уличные фонари. Красиво, правда?
(Глава последняя, мечтательная)
«НАШ МАЛЕНЬКИЙ АРБАТ»
Летом 2014 года Почтовая изменилась. Улица стала совсем другой: светлой, уютной. Сейчас она стала местом сразу нескольких городских праздников.
И ведь это только начало, в планах – превратить Почтовую в настоящий туристический центр, в наш маленький Арбат. С музеями, магазинчиками сувениров, художественными галереями, с музыкантами и художниками, выставляющими свои работы прямо под открытым небом.
Какой я сам мечтаю увидеть Почтовую? Нет, мне совершенно не нравится идея «группы энтузиастов» установить на Почтовой памятник граненому стакану. Видно, это те же ребята, что красят ногти памятнику Есенина на набережной. А вот бронзового Есенина, вальяжно развалившегося на лавочке около бывшего кинотеатра «Дарьялы», на мой взгляд, явно не хватает. И чтобы никаких косовороток! Есенина я вижу нарядно одетым франтом с тросточкой и цилиндром на коленях. В цилиндр можно бросать мелочь на нужды бездомных животных. Возможно, рядом найдется место безродному кобелю с галстуком на шее.